Паровозное депо при железнодорожной станции «Подмосковная» на северо-западе Москвы - единственная действующая паровозная мастерская в столице. Она была построена в 1901 году как одна из станций Рижского направления, которое раньше называлось Виндавским. Здесь в депо веерного типа с поворотным кругом сначала ремонтировали паровозы, затем переквалифицировались на тепловозы, но несколько лет назад депо вернули первоначальное назначение. Всего в центральной части России таких депо единицы.
На территории помимо депо расположены водонапорная башня и колонки для заполнения тендеров, деревянная станция в стиле модерн и еще несколько построек. Накипь губительна для паровозов, поэтому воду получали из артезианской скважины, а качали дизельным насосом, и это уже в 1901 году! Башня работает до сих пор и обеспечивает водой всю станцию.
В качестве пассажирской станция «Подмосковная» действовала до 1945 года, когда были пущены первые электрички. В стойлах веерного депо паровозы осматривали и ремонтировали перед выходом на маршрут. Со временем рядом построили отдельную станцию для электричек «Красный Балтиец», а «Подмосковная» оказалась не у дел. Паровозы производили в СССР лишь до 1957 года, но их продолжали широко использовать еще до середины 1970-х годов.
Вот уже почти десять лет на станцию водят экскурсии: паровоз и один вагон отправляются сюда с Рижского вокзала. Во время экскурсии по депо можно посмотреть маневры на поворотном круге. Однако паровозы способны до сих пор преодолевать большие расстояния: возят туристов в Коломну и Сергиев Посад.
Сейчас в депо идет ремонт, торжественное открытие планируется ко дню железнодорожника одновременно с расположенным по соседству современным депо, где будут обслуживаться электропоезда «Сапсан» и «Ласточка». В старом же депо установят разрезанный для этих целей паровоз и его тендер, а также станок для вытачивания деталей для паровоза. Все можно будет трогать руками и смотреть, как устроено.
Комментарии:
comments powered by Disqus