Незрячие женщины и цветы. Что такое красота?

Незрячей девушке Ане* какой-то сказал, что она выглядит увядшей и не очень красивой на фотографии - прямо как увядшая ромашка. Она так и написала: не хочу, дескать, эти фотографии, давайте сделаем вид, что их не было. Каковы же критерии оценки красоты? Что такое видимая красота? Может ли существовать "красивое" и "некрасивое" в отсутствие инструмента оценки, зрения? Почему люди навязывают свои представления о том, что красиво, а что нет, друг другу и еще хуже того, людям, у которых по физическим причинам нет возможности составить собственное мнение. Я задала вопрос о том, что такое красота, девяти незрячим женщинам в возрасте от 30 до 72 лет и фотографировала их с цветами**. Каждой из них я приносила ее любимые цветы, заранее стараясь выяснить нюансы: если розы, то какого цвета, если орхидеи, то крупные или мелкие. Иногда я звонила им из цветочного магазина, чтобы уточнить какую-то деталь. Ирине нравятся лилии, предпочтительно светлые, Татьяна любит тюльпаны, ей нравится, когда они еще в стадии бутонов. Близнецам Гале и Люсе важно, чтобы цветы были душистые: поэтому им одинаково милы пионы и хризантемы, форма их меньше заботит. Вопрос красоты - из категории вечных, как само человечество. Сколько лет человеческому роду? Примерно столько же дарение цветов было связано с признанием красоты, признанием в любви, символическая ценность дарения цветов не подвергалась сомнению. Но все изменилось. Мужчины больше не дарят цветы, редко держут двери, подают руки и пропускают вперед. Само понятие женственности получило какое-то странное развитие: все более женсвенными становятся мужчины, а женщины не стесняесь делают друг другу комплименты и дарят цветы на день рождения. Мужчин с мужским поведением и женщин с женским становится наперечет. Это и есть меньшинства двадцать первого века. Женщины могут уже почти все, мужчины могут все меньше и меньше. Подарить цветы девушке - это подвиг из разряда "броситься на амбразуру". А девушкам, причем любого возраста, несмотря на социальные и гендерные перемены, по-прежнему хочется цветов: им нравится, когда их дарят, им хорошо, когда живые цветы стоят у них на рабочем столе или на тумбочке в спальне. Гормон счастья или что-то еще, но цветы позитивно воздейтсвуют на женскую природу. Они создают тонкую атмосферу счастья, в которой девушкам хорошо. И это не вопрос цвета, формы, запаха, объема: это что-то еще более тонкое. Поэтому даже лишенные зрения люди будут воспринимать цветы так же, как и зрячие. Они не видят цветов, но цветы им от этого не менее важны и счастье от их получения у них не меньше, а скорее всего, больше, чем у зрячих. Потому что цветы в их жизни появляются гораздо реже: по понятным причинам. Муж Наташи объяснил, что когда он идет в цветочный магазин, невольно опасается обмана: слепому нередко подсовывают вялые или ломаные цветы. Какая мол ему разница, все равно не видит... Ответы на мой вопрос о красоте были самые разные, порой совершенно неожиданные: Анастасия, например, сказала, что самое красивое для нее - это закат на берегу моря. Она не видит с возраста одного года. Сейчас ей около тридцати. А человеческая красота на уровне физического тела ее заботит меньше всего: в людях она превыше всего ставит доброту. Татьяна сказала, почти никогда не размышляет о красоте, но если бы ее спросили, что по ее мнению красиво, она ответила бы "вот у Мишеньки*** личико красивое" и была бы совершенно права. *имя изменено автором **одна из них потом отказалась от фотографий, поэтому в серии семь портретов, один из которых - двойной портрет сестер-близнецов Гали и Люси. ***ее трехлетний сын, полностью зрячий

ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА ФОТОСЕРИЮ!

*Английская компания Ahmad Tea Ltd., традиционно, в рамках конкурса "Серебряная камера" вручает премию Ahmad Tea Prize за лучшую серию фотографий по мнению зрителей.
  • Смотреть слайдшоу

Комментарии:


comments powered by Disqus

Конкурс представлен:

Правительством Москвы
Департаментом культуры города Москвы

Стратегические партнеры конкурса

MasterCard РОСБАНК RENAULT Ahmad Tea Panasonic

Официальный медиапартнер

Афиша

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал The Art Newspaper Russia Искусство. Издается с 1933 года Русский пионер Foto-Video Диалог Искусств be in
RosPhoto Сlub.foto.ru Артгид My Destination Moscow
The Vanderlust Photographer.ru Moscow in Your Pocket Сult.mos.ru


© 1995–2019 Мультимедиа Арт Музей